Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

  Разделы сайта:

Яндекс.Метрика

•  запись на прием

Департамент социальной защиты,  опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области

Решаем вместе
Есть вопрос?

ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

 

Социальное обслуживание населения: что изменится в связи с новым законом?

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данный закон принят взамен – Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

 

 

Основные преимущества нового закона:

  • возможность выбора поставщика социальных услуг (это могут быть и государственные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности);
  • широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг;
  • определение обстоятельств, при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;
  • закрепление принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;
  • введение социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основанное на межведомственном взаимодействии структур и организаций);
  • введение государственного контроля в сфере социального обслуживания, расширение понятия общественного контроля.

Цель нового закона

Развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

 

 

Основные принципы социального обслуживания

  • соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость  унижения чести и достоинства человека;
  • равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг;
  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • приближённость поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг;
  • достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;
  • достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

Кто может рассчитывать на социальную помощь от государства

Гражданин признаётся нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности

  • полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребёнка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе;
  • наличие ребёнка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительства), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребёнком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трёх лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые  нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Виды социальных услуг

  • социально-бытовые (направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту);
  • социально-медицинские (направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путём организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
  • социально-психологические (предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия);
  • социально-педагогические (направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии  личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
  • социально-трудовые (направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных в трудовой адаптации);
  • социально-правовые (направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг);
  • в целях повышения коммуникативного потенциала получателей (услуги в целях повышения коммутативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей – инвалидов);
  • срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения, содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов  получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные услуги);
  • социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется путём привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия).

Права получателей социальных услуг

  •  уважительное и гуманное отношение;
  •  получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
    •  выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
    •  отказ от предоставления социальных услуг;
    •  защиту своих прав и законных интересов;
    • участие в составлении индивидуальных программ;
    •  обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
    • свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
    • социальное сопровождение.

 

Обязанности поставщиков социальных услуг

 

  • осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
  • предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона;
  • предоставлять срочные социальные услуги;
  • предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
  • использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных;
  • предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
  • осуществлять социальное сопровождение;
  • обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
  • предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
  • выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
  • обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
  •  исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.

 

Что такое индивидуальная программа (ИП)

 

Документ, в котором указаны:

  • форма социального обслуживания;
  • вид обслуживания;
  • объём;
  • периодичность;
  • условия;
  • сроки предоставления социальных услуг;
  • перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг;
  • мероприятия по социальному сопровождению;
  • индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах;
  • пересматривается в зависимости от изменения это потребности, но не реже чем раз в три года;
  • пересмотр ИП осуществляется с учётом результатов реализованной индивидуальной программы;
  • ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг – обязательный характер;
  • ИП составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления;
  • в случае изменения места жительства, индивидуальная программа  сохраняет своё действие и по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства.

 

     Договор о предоставлении социальных услуг

  • составляется  исходя из потребности гражданина в социальных услугах;
  • заключается между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг;
  • пересмотр договора осуществляется с учётом результатов реализованной индивидуальной программы;

 

Плата за социальные услуги

 

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

  • несовершеннолетним детям;
  • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • инвалидам и участникам Великой отечественной войны.
  • участникам Великой Отечественной войны;
  • инвалидам боевых действий;
  • лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лицам, награжденным знаком «Житель осажденного Севастополя»;
  • лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

В Тексте «Социальные услуги в формате обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно.» убрать слово стационарной

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом Орловской области.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателей социальных услуг, превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную законом Орловской области.

 Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной законом Орловской области.

Поставщики социальных услуг не вправе

  • ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
  • помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА №442-ФЗ

"ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Уважаемые жители  Заводского  района г. Орла!

 

С 1 января 2015 года вступил в действие новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442 — ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». (далее закон)

 

Закон направлен на развитие социального обслуживания граждан Российской Федерации повышение его  уровня качества и эффективности, сохраняя все права граждан на социальное обслуживание, которые были предусмотрены ранее, а также расширяет  их возможности при получении социальных услуг.

 

Новые принципы, повышающие доступность  социальных услуг.

Законом, наряду с уже существующими принципами социального обслуживания, такими как: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию, добровольность, конфиденциальность, адресность, при предоставлении социальных услуг, устанавливаются новые принципы социального обслуживания. а именно: приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных  услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально- технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков  социальных услуг.

 Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной  среде (принцип подразумевает приоритет надомных форм обслуживания).

 

 Информационная открытость поставщиков социальных услуг.

Социальное обслуживание может представляться, как в государственных и муниципальных организациях, так и  в негосударственных организациях социального обслуживания, а также  индивидуальными предпринимателями.

  На  официальном  сайте  организаций  социального обслуживания будет размещена информация, содержащая широкий круг сведений  о данных поставщиках (информация о предоставляемых услугах, условия их предоставления, лицензиях и многое другое)

 

Обратная связь с получателями социальных услуг.

На сайтах  поставщиков социальных услуг будет обеспечиваться техническая возможность выражения мнений получателями социальных услуг о качестве предоставленных социальных услуг.

 

 

 

Возможность подачи заявления

Основанием  для рассмотрения  вопроса  о предоставления социального обслуживания является поданное  в письменной или в электронной форме заявления гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания.

 

 

 

Увеличение количества оснований для предоставления социальных услуг

Законом установлены новые основания для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в частности:

- полная или частичная  утрата способности либо возможности осуществлять  самообслуживание,  самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания травмы, возраста или  наличия инвалидности;

-наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка- инвалида или детей- инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

-наличие ребенка или детей (в  том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода( в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми а также отсутствия попечения над ними.

- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе  с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

- отсутствие определенного места жительства, в том числе   не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывания в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- отсутствие работы и средств к существованию.

     Решение о  признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, либо об отказе в социальном обслуживании принимается  уполномоченным органом (отдел организации социального обслуживания населения  администрации  района) и доводится до гражданина в течении  5 рабочих дней с даты подачи заявления о предоставлении  социальных услуг.

 

Индивидуальная программа предоставления социальных услуг

 

Законом предполагает индивидуальный подход к установлению гражданину необходимых ему социальных услуг исходя из потребности в конкретных  социальных услугах. В связи с этим, с учетом индивидуальной потребности в социальных услугах гражданину будет составляться  индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Срок составления индивидуальной программы и передачи его гражданину – 10 рабочих дней  с момента подачи заявления.

 Индивидуальная программа носит для гражданина рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг обязательный  характер.

 Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг будет пересматриваться в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услуг не реже чем в три  года.

 В случае изменения места жительства получателя социальных  услуг индивидуальная программа, составленная по  прежнему месту жительства, будет  сохранять свое действие  до составления индивидуальной программы  по новому месту жительства.

 

    Право выбора гражданином поставщика социальных услуг

Законом установлена обязанность поставщиков предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги. А для получателей социальных услуг предусмотрено право   на выбор  поставщика социальных услуг их реестра того региона.

 Также законом предусмотрено предоставления социальных услуг на основании договора. Данный договор заключается между поставщиком социальных услуг  и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления   социальных услуг. В договоре должны быть определены предоставляемые  социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость  в случае, если они предоставляются за плату(  или частичную плату).

 

Сохранение всех форм  социального обслуживания.

 Социальные услуги предоставляются их получателям  в форме  социального обслуживания на дому, или в полустационарной   форме, или  в стационарной форме. В полустационарной  форме социальные услуги  предоставляются их получателям   организацией с социального обслуживания в определенное время суток (отделение  профилактики безнадзорности детей и подростков,  отделение реабилитации инвалидов, (отделение срочной помощи без составления индивидуальной программы и договора) Комплексного центра социального обслуживания населения района.

 

  В стационарной форме социальные услуги предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или в  пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживании (отделение милосердие для престарелых и инвалидов Комплексного центра социального обслуживания населения района ).

Увеличение количества граждан, которым социальные услуги    будут предоставляться бесплатно.

 Законом определены условия и категории граждан по предоставлению  социальных услуг на бесплатной и платной основе.

 Бесплатно социальные услуги будут предоставляться несовершеннолетним детям, лицам, пострадавшим в  результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. инвалидам, при условии предоставления социальных услуг, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации  инвалида ( ИПРИ)

 Кроме того, бесплатно социальные услуги будут предоставляться, если на  дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, ниже, либо равен  полуторной величине прожиточного минимума, установленного нормативным актом области для основных социально- демографических групп населения. Предоставление стационарного социального обслуживания с круглосуточным проживанием в организации социального обслуживания будет осуществляться за полную или частичную плату, составляющую не более 75 % среднедушевого дохода получателя социальных  услуг.

 

 Независимая оценка качества оказания социальных услуг.

 В целях общественного контроля за деятельностью поставщиков социальных услуг, предоставления  получателям  социальных услуг информации о качестве оказания услуг организациями  социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности организуется независимая оценка качества оказания социальных услуг организациями социального обслуживания (попечительские и общественные советы)

 

 Независимая  оценка качества оказания социальных услуг  организациями социального обслуживания  предусматривает оценку  условий оказания социальных услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления социальной  услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации  социального обслуживания, удовлетворенность получателя качеством  оказания  социальных услуг.

 

 

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»


Информация для получателей и поставщиков социальных услуг